Понедельник, 1 мая 2017
Культура 20 апреля 2017, 08:00 Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн

Искусство как жест милосердия

Мнение

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о целительной силе творчества

Фото: из личного архива

Недавно мир отметил светлое Христово Воскресение. Увы, события, столь радостные для любого христианина, происходят на фоне нового витка мировой напряженности, конфликтов, актов агрессии. Непонимание между людьми и странами, неспособность с уважением отнестись к чужим интересам выливаются в трагические события. И сегодня нам как никогда важно возлюбить своего ближнего, как учил Господь наш Иисус. В этом нам может помочь искусство.

Церковь и искусство всегда шли рядом. Традиция русского знаменного распева — достояние мировой культуры, имена наших великих иконописцев по праву стоят в одном ряду с величайшими художниками...

И сегодня Православная церковь продолжает поддерживать искусство, причем не только связанное с богослужебными делами. Любое подлинное искусство, в каком бы стиле оно ни было, возвышает, очищает душу человека. И создает тот универсальный язык, который понятен людям всех национальностей, политических и религиозных взглядов.

Материалы по теме
2

В этом месяце в Белгородском государственном художественном музее при поддержке митрополии и Фонда русского абстрактного искусства открылась выставка российских художников — участников уникальной художественной школы середины прошлого века, известной как студия «Новая реальность». Стоит отметить, что это первая экспозиция неклассического искусства в стенах главной выставочной площадки области. Творчество школы соединяет практические результаты — собственно работы художников с глубокими теоретическими разработками, предлагающими новый язык взаимодействия зрителя и художника.

Создавая абстрактные картины, художники «Новой реальности» стремились непосредственно выражать свои эмоции, ощущения, работая с цветом и формой как таковыми, без оглядки на привычные нам фигуративные образы. На основе этих и аналогичных практик сегодня многие ведущие зарубежные и российские университеты проводят занятия со студентами, помогая им развивать творческий потенциал. Такие формы работы, особенно в молодежной среде, являются прекрасным, эффективным инструментом для налаживания диалога. А ведь именно в этом и состоит одна из основных задач искусства — помочь человеку установить диалог с окружающим миром.

А в прошлом году мы применили все эти методики в инклюзивном проекте, целью которого было приобщение детей и молодых людей с ограниченными возможностями (в первую очередь ДЦП) к творчеству. В одном из областных реабилитационных центров прошли мастер-классы под руководством известных художников и специалистов фонда. И митрополия с радостью поддержала это начинание. Мы увидели в этом проявление целительной силы искусства. И подлинного милосердия.

Если человек не может держать руками кисть, ему крайне трудно создать традиционное произведение, написать пейзаж или натюрморт. Но он может свободно работать с абстрактными образами. Ему достаточно использовать любые подручные средства, губку, тряпку или просто свои руки. Такой подход помогает раскрыть творческий потенциал даже у тех детей, которые никогда не рисовали или думали, что не умеют рисовать. У нас слепой мальчик смог нарисовать одну из лучших работ. Чувство формы, композиции, знание цветов позволили ему раскрыться.

Существует стереотип — мол, Православная церковь против современного искусства, да и вообще творческих экспериментов. Но дело не в стиле, а в том, как воздействуют произведения, пробуждают ли в душе человека лучшее или, наоборот, высвобождают низменные инстинкты. Какие цели преследуют художники? Оскорбить, спровоцировать? Или помочь человеку? В этом смысле само по себе абстрактное искусство нейтрально, но именно оно позволяет создать тот диалог, взаимопонимание между людьми — вне зависимости от их физических возможностей, образования и прочих особенностей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​​

Наверх

Мнения

Наверх